Иран и Китай подписали 25-летнее соглашение об экономике и безопасности на сумму $400 млрд китайских инвестиций в Иран. Официально оно называется «Китайско-иранское всеобъемлеющее стратегическое партнёрство».
Это партнёрство формально началось ещё в 2016 году с визита Си Цзиньпина в Тегеран. Но с того момента, как в 2018-м Трамп разрушил ядерное соглашение и вышел из сделки и все страны, ведущие дела с Ираном, подверглись опасности санкционных наказаний, китайско-иранский союз ушёл в тень и подвергся жесточайшему наказанию со стороны Вашингтона (война с Huawei и арест дочери основателя компании Мэн Ваньчжоу в Ванкувере и др.). Этот документ с надписью «окончательная версия» датирован июнем 2020 года.
В соответствии с соглашением, в развитие иранских нефтегазовых и нефтехимических заводов Китаем будет инвестировано не менее 280 миллиардов долларов. Ожидается, что большая часть этой суммы поступит в Иран в первые пять лет действия соглашения о партнерстве между странами.
Предполагается, что каждые пять лет китайцы будут вкладывать аналогичную сумму в иранский энергетический сектор. В обмен на это они получат значительную скидку в 12 процентов на все свои закупки нефти из Ирана, а также право на разработку любого нефтяного или газового месторождения в стране. Кроме того, права на разработку всех новых проектов в энергетической и нефтехимической отраслях будут вначале предоставляться китайским компаниям, прежде чем будет объявлен тендер для западных фирм.
Получение Китаем контроля в сфере нефти и газа и контроль будущих разработок позволит ему не только удовлетворить свои потребности в энергии, но и стать реэкспортером нефти в будущем. Это сделает Иран важным стратегическом звеном в грандиозном геоэкономическом проекте Китая: «Один пояс — один путь», уже охватившем почти полмира.
После всего этого возникают вопросы в реальности поставок российского нефтегазового оборудования в Исламскую Республику Иран.